Рубрики
Интересные новости

Тайна гибели линкора “Новороссийск”

Время на прочтение: 11 минут(ы)

В октябре 1955 года произошел мощный взрыв на линкоре «Новороссийск» в Севастопольской бухте, в результате которого погибли 609 человек.

Изначально, линкор Новороссийск назывался иначе. Сделанный в Италии “Джулио Чезаре” (“Юлий Цезарь”) спустили на воду еще в октябре 1915 года.
Изображение
После окончания Второй Мировой войны линкор типа “Конте ди Кавур” был передан по репарациям СССР. С марта 1949 года корабль вошел в состав Черноморского флота ВМФ СССР под названием “Новороссийск”.
Изображение
Судно затонуло на севастопольском рейде в октябре 1955 года, на момент гибели линейному кораблю было уже 44 года, что считается довольно почтенным сроком.
Изображение
Линкор не принимал участия в военных действиях до передачи на сторону СССР, а использовался по большей части для подготовки морской артиллерии. Во времена второй мировой корабль в основном использовался для сопровождения конвоев, но в 1942 году ВМС признало судно устаревшим и его перевели в разряд учебных.
Изображение
На рубеже 1930-х “Юлий Цезарь” прошел через капитальный ремонт, изменился его внешний вид, водоизмещение достигло практически 24 000 тонн, скорость могла развиваться до 22 узлов. Плюсом к расширению возможностей и улучшению маневренности стало, что линкор был отлично вооружен.
Изображение
После того, как Италия капитулировала в 1943 году, судно почти 5 лет простояло на стоянке без команды и без соответствующего технического обслуживания.
Изображение
В соответствии со специальным соглашением, итальянский флот должны были поделить между странами-союзниками по антигитлеровской коалиции: СССР, США, Великобританией и еще некоторыми странами, пострадавшими от агрессии со стороны Италии.
Изображение
СССР достались линейный корабль, легкий крейсер, 4 подлодки, 9 эсминцев и несколько мелких кораблей. Изначально Советы претендовали на один из новых линкоров, но в то время уже начиналась Холодная война между бывшими союзниками и никто не собирался усиливать своих соперников новыми мощными кораблями.
Изображение
В итоге, корабль был передан советским морякам в очень запущенном состоянии, большую часть общекорабельных систем было необходимо ремонтировать или вовсе менять.
Изображение
Когда корабль поставили на стоянку в Севастополе, Черноморский флот отдал приказ – превратить линкор в боевую единицу. Документация на корабль отсутствовала, а итальянским языком военно-морские специалисты не обладали.
Изображение
В итоге “Новороссийск” в 1949 году принял участие в маневрах эскадры. Увы, участие линкора было номинальным, поскольку полностью привести в порядок корабль было невозможно.. Несмотря на все недоработки, разведчики НАТО убедились, что “Новороссийск” может плавать. За 6 лет после первых маневров корабля, линкор восемь раз оказывался на заводском ремонте.
Изображение
28 октября 1955 года вернувшись из последнего похода, линкор занял место в Северной бухте. На корабле находились более 1500 человек, включая офицеров, матросов, старшин и курсантов морских училищ.
Изображение
29 октября в 01:31 под корпусом линкора со стороны правого борта в носу раздался мощный взрыв, в результате которого образовалась пробоина площадью более 150 квадратный метров. Важно отметить, что правая сторона пропускала воду, а с левого борта образовалась вмятина в 2-3 метра. Повреждения составили более 340 квадратных метров.
Изображение
В пробоину хлынула вода и уже через пару минут корабль начал клониться на правый борт. К 2 часам крен составлял уже 1,5 градуса, начальник флота отдал приказ – “буксировать корабль на мель”. На линкор прибывали вице-адмиралы, начальники штабов эскадры и более 30 высокопоставленных чинов Черноморского флота.
Изображение
Командир эскадры контр-адмирал Никольский дважды просил эвакуировать незанятых моряков, их на линкоре было около 800. Дважды на просьбу Никольского командующий Черноморским флотом Пархоменко отвечал отказом. К тому времени крен возрос до 17 градусов, критическими считают наклон в 20.
Изображение
“Новороссийск” стал опрокидываться кверху днищем, десятки моряков успели перебраться в шлюпки и отплыть на соседние корабли, но сотни тех, кто не успели занять места на лодках – посыпались с палубы в воду. Большая часть моряков остались внутри тонущего линкора.
Изображение
Позже адмирал Пархоменко объяснит свой приказ оставаться на судне тем, что он “не знал, что корабль погибнет, все до последнего думали, что линкор удастся спасти”. Надежда руководства на спасение стоила жизни сотням людей: упав в воду моряки были накрыты железным корпусом корабля и спастись было невозможно.
Изображение
По результатам расследования, при катастрофе погибли 609 человек: 50-100 моряков погибли непосредственно от взрыва и затопления в носовом отсеке, остальные же оказались замурованными внутри корпуса тонущего корабля.
Изображение
Освободить из железного плена удалось единицы. Как рассказывали позже водолазы, замурованные моряки пели “Варяга” и только к 1 ноября прекратились стуки обреченных на смерть людей.
Изображение
Корабль удалось поднять только в мае 1956 года, тогда линкор разобрали на металл и передали на завод “Запорожсталь”.
Изображение
Для выяснения причин взрыва создали специальную комиссию с гениальным инженером во главе. Вячеслав Малышев – генерал-полковник, который был одним из лучших инженеров в СССР, он разбирался в вопросах непотопляемости кораблей. В 1946 году ознакомившись с чертежами линкора, Малышев рекомендовал Сталину отказаться от этого приобретения, но тот его не послушал.
Изображение
Заключение о причине взрыва комиссия озвучила через две с половиной недели после трагедии. Причиной катастрофы назвали “внешний подводный взрыв заряда”, наиболее вероятным признали взрыв немецкой мины, оставшейся на грунте после войны.
Изображение
Главными виновниками в смерти людей стали 4 капитана, в их числе Пархоменко, Никольский, Хуршудов и Кулаков. Несмотря на “виновность”, никакие судебные действия по отношению к виновным не были произведены. Многие были понижены в должности, а Пархоменко отделался строгим выговором.
Изображение
В докладе были отмечены и герои: матросы, старшины и офицеры были награждены за самоотверженную борьбу за спасение людей, но “все усилия личного состава были обесценены неквалифицированным командованием”.
Изображение
Существует несколько версий, почему-же произошел взрыв, одной из них стала версия подрыва артиллерийских погребов, но ее сразу отмели. Если бы это взорвались именно погреба, то взрыв не оставил ничего не только от линкора, но и от соседних кораблей. Кроме всего прочего, выжившие моряки рассказывали о том, что снаряды были целыми после взрыва.
Изображение
Другими, не менее важными версиями стали взрыв мины, диверсия или торпедная атака подводной лодки. По результатам расследования, следователи сошлись на версии с миной, которых осталось очень много на дне после Гражданской войны. Периодически бухты чистились от минных залежей и встреча снаряда была не редкостью в этих местах. Даже спустя 2 года после взрыва линкора, в Севастопольской бухте обнаружили более 19 немецких донных мин.
Изображение
В пользу версии о мине говорили и показания водолазов: обшивка корабля в месте взрыва была затянута вовнутрь, что говорило о характере пробоины то, что взрыв был с внешний стороны корабля.
Изображение
Еще одной версией рассматривалась торпедированная атака неизвестной подводной лодкой, но изучая повреждения эксперты не смогли найти никаких подтверждений, но вскрылась другая деталь. На момент взрыва на входе в базу Черноморского флота не было охраны, что в теории допускает вероятность, что на территорию Севастопольской бухты могли проникнуть и нанести торпедный удар.
Изображение
Версия с торпедным ударом казалась практически нереальной, но следователи все-равно рассматривали тот факт, могли ли в этом случаи быть замешены диверсанты.
Изображение
Единственным подтверждением версии диверсии являлись легенды о том, что князь, командовавший итальянским подводным спецназом, ярый антикоммунист, якобы публично поклялся отомстить за передачу линкора в руки СССР.
Изображение
В эту версию трудно поверить, но в то время иностранный подводных крейсер действительно мог доставить боевых пловцов на близкое расстояние к бухте, чтобы те осуществили диверсию, в то время, как охрана главной базы Черноморского флота показывала не самую лучшую организованность.
Изображение
Версии рознятся, и до сих пор не известно, что же на самом деле стало причиной гибели 609 человек. Самыми главными противоречиями в расследовании стало то, что версия с миной также является не столь реальной, как кажется на первый взгляд.
Изображение
Довоенные мины неизбежно разряжаются, взрыватели которых приходят в негодность уже за пару десятилетий, а линкор “Новороссийск” взорвался аж через 8 часов швартовки линкора. Версия с диверсией была тоже двоякой: в теории диверсанты могли проникнуть в бухту, но вряд-ли они оказались бы незамеченными. Важной деталью становится то, что в период нарастающей Холодной Войны подобный шаг был бы огромным риском для всего мира. Так или иначе, погибшие моряки защищали честь своей страны на иностранном судне.
Изображение

Автор: jan rutovich

За меня скажут все мои дела!